Дидактические игры (страница №2)


Для занятий сидя за столом я сделала из плотного картона что-то по типу планшета. Сделала двух размеров. У сына нарушен угол зрения и ему тяжело заниматься когда картинки лежат на столе.
Размер 30х30 см Снизу приклеила на двухсторонний скотч пластиковый бортик из остатков мебельной фурнитуры. На этом планшете очень удобно показывать одновременно 2 картинки и проводить занятия по теме ,,Выбор из двух картинок,,
Планшет для 4-картинок. Размер 23х64 см


На этом планшете очень удобно показывать одновременно 4 картинки и проводить занятия по теме ,,Выбор из 4-х картинок,, Скачать картинки https://yadi.sk/d/KuDwtkxPjQk7c


В одной умной книжке прочитала, что ребёнок очень хорошо воспринимает информацию когда её одновременно показывать на картинке и сопоставлять с предметом. Такие занятия я практикую по всем темам. В один день одна тема. Много картинок по разным темам можно скачать бесплатно на странице блога ,,Скачать,,

Тема занятия ,,предметы гигиены,, Результатом таких занятий я очень довольна. - ребёнок знает все предметы и их назначение.



Как провожу занятие: на планшете показываю картинку допустим с изображением ножниц и тут же показываю сам предмет, даю его в руки чтобы ребёнок пощупал его, рассмотрел со всех сторон. Так проделываю со всеми предметами. Потом кладу на стол 2 картинки и рядом такие же предметы как на картинках. Называю предмет на картинке, предлагаю выбрать тот предмет который я назвала и положить его на изображение(по началу помогала делать выбор)


Скачать книгу Н.П.Кочугова ,,Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова,, https://yadi.sk/d/o2o3psxjjTVuy На занятии уже не просто показываю картинку и предмет, а делаю акцент на букву с которой начинается предмет и произношу звук. Добиваюсь того чтобы ребёнок повторил звук за мной
Занятие: ,,варим компот,, Для того чтобы игра была интересной сделала из двух коробок плиту и шкаф с дверями.Соединила коробки скотчем, ручки на дверях это пластиковые бутылочки от молочных заквасок, лицевую часть обклеила бумагой самоклейкой, варочная поверхность - уже не нужные музыкальные диски


Вместе разложили посуду по полкам. Таким образом повторили какая бывает посуда
Для удобства взяла ковшик с ручкой. Ребёнок сам ложил ягоды и фрукты в ковшик, размешивал большой ложкой. Понарошку налили воды, насыпали сахар,поставили на плиту, варили. Потом в гости приходили куклы и Максим всех угощал компотом. По такому же принципу варим борщ

Занятие: ,,Растения,, Накладываем на образец растение и его плод. Картинки которые накладывать заламинированные. Скачать https://yadi.sk/d/gLkCnEOajfKgN

Игра ,,цветные коврики,, Распечатав игру я наклеила её на картон чтобы сразу не истрепалась. Как играем: перед ребёнком раскладываю два цветочка и картинку в которой нужно закрыть пустое место. Сначала показываю какая картинка подходит, а потом прошу повторить. Скачать https://yadi.sk/d/0A90IoZrjWbFe

Игра ,,Вершки корешки,, Скачать https://yadi.sk/d/VS0qk_Cpjfc3m

Собираем крупные пазлы из 3-х и 4-х частей
Распечатала в большом формате девочку и мальчика с одеждой. Наклеила на картон. Цель занятия: чем отличаются девочка и мальчик, одевая говорю название одежды





На видном месте на стене развешиваю картинки животных. Проходя мимо стенда останавливаемся и вместе ищем животных. Скачать картинки дикие и домашние животные https://yadi.sk/d/X8kai8JNjQkMn

Занятие,, времена года,, Зимой мне пришла идея сделать деревья в маленьком формате. Весна - цветущее дерево, лето - дерево с плодами, осень - осенняя листва, зима - заснеженное дерево. Показывая ,,живое,, дерево одновременно показываю на картинке время года к которому относится дерево. Рассказываю что происходит в природе. Даю ребёнку дотронуться до дерева, подуть на него, покачать из стороны в сторону. Ствол - это высушенные ветки деревьев, листья - ткань намоченная в пищевом желатине, цветы - связаны крючком нитками ирис, плоды - пошила из кусочков ткани и набила наполнителем синтапон, снег - приклеенный синтапон.

Картинки ,,времена года,, - показываю вместе с деревьями. Скачать https://yadi.sk/d/pSpavTKMjQgEH
Игра ,,измени внешность,, Максиму очень нравится играть в эту игру. Одев косынку - стал бабушкой, очки и кепку - папой, шапку мамы - мамой и наконец одев свою шапку - сам собой. Каждый раз одевая новый головной убор смотрим в зеркало, я делаю вид что не узнаю отражение в зеркале, а сына заразительно смеётся и говорит кто он сейчас.
Занятие,,закрашиваем воду,,
Тема занятия,, холодный, тёплый, горячий,, Беру по 2 одинаковых бутылочки 3 температур, расставляю вразнобой, а потом прошу ребёнка придвинуть к себе одну бутылочку. Говорю: бутылочка холодная, давай ты мне найдёшь такую же. Когда ребёнок нашёл такую же хвалю, а если не такую, тогда говорю: не хочю я другую я хочу такую же. Если затрудняется с выбором - помогаю

Цель занятия: самостоятельно расставить бутылочки по росту сначала начиная с маленькой, потом с большой. Для этого занятия пригодились пустые флаконы от лекарств

Картинки-пазлы ,,кто где живёт,, Как занимаемся: Сначала ребёнку показываю картинки животных  и  места их проживания (за одно занятие не более 5 животных) Рассказываю о животном и том месте где оно проживает. Потом перед ребёнком выкладываю на стол картинку с животным и чуть выше две картинки с местом проживания. Спрашиваю: где живёт верблюд?
Если показал правильно, помогаю положить картинки рядом, хвалю. Если ошибся, рассказываю почему не правильно и помогаю выбрать подходящую картинку. Скачать игру ,,Кто где живёт,, https://yadi.sk/d/KS125Eg1jTV7F
Тема занятия ,,элементы природы,, Для занятия собрала:
глину, камень, шишку, лист, воду, зерно, траву, мох, сено, ракушку, кору дерева, деревянные опилки, мел, орех, колос, перо, ветку, росток, песок, землю.
  Каждый элемент природы давала ребёнку в руки, рассказывала о свойствах, предлагала понюхать. Потом каждый элемент показала на картинке. Скачать картинки ,,Элементы природы,, https://yadi.sk/d/jOKSszlJjQg4w

Для того чтобы ребёнок понял предназначения показанных мною элементов природы провела занятие ,,сеем зерно,, В прозрачном лотке смешали землю, песок, древесные опилки. Посеяли зёрна пшеницы, полили

Утром и вечером с ребёнком поливали землю и смотрели появились ростки или нет. На 4-день ростки проросли. Потом я показала росток на картинке, а ещё через несколько дней когда росток превратился в траву - показала траву на картинке
Плакат для изучения времени суток. Размер плаката 61х86 см. Скачать https://yadi.sk/d/Aog_NapxjQfbd

Начали потихоньку изучать дни недели, мини вариант понятия времени суток, время
Часы сделаны из картона, цифры крепятся на двухсторонний скотч.Стрелки заламинированные, крепятся при помощи гайки и шурупа

Цифры напечатаны на принтере и заламинированные

Сутки

Дни недели.Чуть ниже расположены шаблоны, которые можно сохранить, распечатать и наклеить на картон. Размер круга по ширине листа формата А4
Сделала перекидной календарь




Цифры для перекидного календаря



Мне очень понравилось изготавливать деревья, да и ребёнок к ним не безразличен. С деревьями придумываем игры. Например: ставлю рядом два дерева и говорю,,сына я хочу скушать вишню, сорви с дерева и угости меня. Такая игра воспринимается с восторгом. Деревья: вишня, дуб

Клён, берёза

Осина, рябина(плоды сделаны из крупных бусин, листья связаны крючком) 

 Каштан, тополь. Плоды каштана связала крючком, колючки сделаны из тех же ниток, а потом смочила каштаны в желатине.После высыхания получились настоящие колючки. Плоды тополя вязанная цепочка из ниток с кусочками синтапона
Ива

Домино из круп. На плотный картон размером 5х10 см наклеила: рис, гречку, пшеницу, горох, кукурузу, фасоль, семена тыквы и подсолнуха, семена травы и цветов, косточки от слив. Клеила клеем ПВА, сверху покрыла лаком для акриловых красок

Домино в разложенном виде


Ещё одна игра с тактильным материалом. Использовала коробки от спичек. Из разных материалов по два одинаковых коробка, обклеенных с двух сторон.

Делаем выбор из двух коробков
Как освоили  выбор из двух коробков, подбираем пару из четырёх коробков

Подбираем пару природным материалам: шишки сосны и ели, орехи, каштаны, три вида ракушек, жёлуди, камни

Сына очень любит играть в кухню, поэтому для большей реалистичности игры я сделала из солёного теста еду, высушила в духовке, покрасила акриловыми красками и покрыла сверху лаком для акриловых красок. На фото: яичница, косточки, рыба, мясо,кусочек белого теста(молоко для котёнка) вареники, налистники, блинчики, пельмени, сыр, груши, яблоки, банан, сливы, абрикосы. Ещё играем в игру,, животные и птицы - кто что ест,, 

В пустые баночки из-под лекарств положила крупы, фасоль, орехи, соль, сахар, чай, кофе, какао, перец. Всё это тоже используем для игры.
Игры с водой.Я подобрала игрушки соответствующие водной теме: акула, черепаха, тюлень, кит, лягушка, рыбки, кальмар

Занятие по теме: что не тонет, что тонет и что плавает. На фото: не тонет

Тонет

Плавает
Ставим кубики по цветам. Это основные цвета
Освоив основные цвета перешли к дополнительным цветам:фиолетовый, оранжевый, белый, чёрный, серый, голубой, салатовый, розовый, коричневый



По цветам кубиков сделала коробки. Размер кубиков 4х4 см, коробок 8х14 см, бортики 3см. Сначала играли в выбор из двух коробок

Потом перешли на четыре коробки

Играем, пока не разложим все кубики по коробкам
Тактильное домино из разных материалов, размер 5х10 см

Домино в разложенном виде



Вариант игры с кубиками. Кубики раскладываем на квадратики соответствующего цвета

Раскладываем крышки от напитков на кружочки соответствующего цвета

Сумки для закрепления понятия о цвете. Всего 13 сумок. Берём одну сумку и ходим по дому заходя в магазины, покупаем предметы такого же цвета как сумка. Магазины - это полки шкафов, комода, диван, кресло

Пошила из кожи сумки-фигуры. Играем так же как с цветными сумками.
Игра ,,мышки и сыр,, Мышки на липучках, размер поля 50х50 см

Что развиваем: мелкую моторику, закрепляем понятия о цвете, понятие о семье. Вариантов игры очень много: покормить мышек, найти потерявшихся деток, спрятаться в  домик своего цвета

Подобрав пары животных рассказываю что это семья мама папа и ребёнок. Называю кто есть кто: допустим мама - корова, папа - бык, ребёнок - телёнок По этой же теме показываю картинки
Из коробки сделала витрину как в магазине.Играем в магазин. Даю ребёнку игрушечные деньги (выглядят как настоящие), сумку и говорю что нужно купить. Максим виртуально приходит в магазин, говорит: ,,Тётя, привет! Мне нужно сахар, мука, хлеб,, и так далее. Потом приносит продукты домой. Я рассказываю последовательность действий. Потом спрашиваю какую еду будем готовить и какую нужно купить посуду. Теперь Максим идёт в магазин посуды. Потом играем в кухню. На фото продуктовый магазин и магазин посуды
Магазин одежды. В гости собрались две куклы мальчик и девочка, а у них нет одежды. Рассказывая какая пора года на улице и разговаривая от имени кукол , прошу сходить в магазин и купить одежду каждой из кукол. Потом вместе одеваем. Закрепляем понятия как выглядит мальчик и девочка. После игры показываю одежду на картинках
Магазин бытовой техники. Веду диалог: нам нужно погладить одежду, а у нас нет утюга. Нужно сходить в магазин и купить утюг. И так по всем бытовым предметам

На коробки от лекарств или кремов наклеила цветной картон, а потом наклеила картинки, вырезанные из журналов

Коробку аккуратно расклеила в месте соединения, по контуру вырезала картон,приклеила и пока клей не высох согнула все сгибы, потом положила заготовку под пресс. Когда заготовка полностью высохла, аккуратно согнуть сгибы и приклеить места соединения коробки

Ещё эти коробки используем как строительный материал и для закрепления понятий о цвете. Эти котобки удобны тем, что не выскальзывают из спастичных рук

Игра сходим в лес за грибами. Даю задание собрать грибы только с красными шляпками (или другого цвета). Рассказываю какие деревья растут в лесу

Для грибов сделала подставки

Подставки сделала из солёного теста, высушила в духовке и покрасила акриловой краской. Они получились тяжёлые и не опрокидываются когда в них ставишь грибы


Задание: покажи что съедобное. Объяснить почему матрёшку и молоток нельзя кушать

Показываем гнилые фрукты и овощи и говорим ,,Фу,, Рассказываем почему такое нельзя есть, даём в руки рассмотреть, потрогать, понюхать



Заранее я подобрала предметы соответствующие рифмам, но не более 6 рифм. Разложила в один ряд. Беру один предмет и подношу к каждому предмету произнося названия до тех пор пока не выйдет рифма: ребёнок-тигрёнок, потом нужно пропеть рифму. После этого беру следующий предмет и снова подбираю рифму
Бинт-винт; шишка-крышка; бычок-сучок; мешок-петушок; букашка-черепашка; ребёнок-тигрёнок. Рифмы скачать https://yadi.sk/d/eyC5b674jsnBz

Задание: разложить предметы по цветам

Каждый раз беру разные предметы



Занятие с тактильными поверхностям. Размер табличек 7х7 см. Глина, пластик, мех, стекло, железо, кожа, поролон, камень, картон, ткань, дерево, фарфор, фольга, резина, воск

Раскладываем перед ребёнком 4 тактильные таблички и 4 предмета из этих материалов
Ребёнок должен самостоятельно разложить соответствующие табличкам предметы. Раскладывая называть предмет и из чего он сделан

Кладём одну тактильную табличку и перед ней раскладываем по одному предмету из всех тактильных материалов. Ребёнок должен самостоятельно найти предмет из дерева и положить его рядом с тактильной табличкой



На слух Максим буквы хорошо повторяет, а вот с узнаванием на бумаге возникли трудности, поэтому я предоставила алфавит во многих вариантах для лучшего восприятия. Распечатала алфавит (можно купить готовый), гласные красным цветом, согласные синим. Из ватмана сделала ,,змею,, по длине алфавита. Сложила алфавит по три буквы гармошкой
За один день изучаем 3 буквы. Напечатала на каждую букву по 5 картинок. Называю букву, рукой ребёнка до неё дотрагиваюсь, потом его рукой накладываю на букву поочерёдно все 5 картинок, чётко произнося что изображено на картинке
Мне удалось купить развивающий коврик-пазл алфавит. Размер квадратов 14х14 см. Буквы вынимаем и назад вставляем в прорези. Пальчиком ребёнка обвожу силуэт буквы

Накладываем букву из резины на напечатанную букву. Чётко произносим букву, просим ребёнка повторить букву. Скачать буквы https://yadi.sk/d/mKdvVpVGjpf2N

Когда букву накрыли, говорю ,,Ой, а где спряталась буква ?,, и прошу самому найти букву

Папа Максима начал делать буквы из дерева, высота буквы 10 см 
Буквы для перекидной азбуки. Для того чтобы скачать нужно нажать на компьютерной мышке кнопку справа и сохранить




Скачать украинские буквы https://yadi.sk/d/JhGqgCNIjpeFg
Перекидная азбука. Сначала я распечатала 5 комплектов азбуки: гласные - красным цветом, согласные - синим. Потом заламинировала, одела на пружину, снизу подставила плотный картон

Можно составлять слова из 2-х, 3-х, 4-х и 5-ти букв    
Тактильный алфавит. Буквы сделала из наждачной бумаги, наклеила на плотный картон А4 формата Скачать буквы https://yadi.sk/d/dshesTGTjpetX


Обводим силуэт буквы фломастером, зарисовываем букву. Азбука распечатана на А4 формате, разрезана пополам и заламинирована. Страницы можно использовать многократно благодаря тому что фломастер легко стирается

Очень помогает учить азбуку ,,говорящая азбука,,






2 комментария:

Unknown комментирует...

Вы просто потрясающая мама!!!
Дай Бог здоровья сыночку и творческих сил вам!
Аплодирую стоя! Сколько любви вложено! Сколько труда!
У вас обязательно всё получится!!!

Unknown комментирует...

Юлиана!
Столько труда Вашего вложено! Молодец! Я тоже мама особенного ребенка. Создать условия, обучить самостоятельности - основные цели мам особенных детей. Буду рада, если окажите помощь в создании такой же прекрасной среды для обучения, как и у Вас, для моего 5летнего сына Аршата. Диагноз: ДЦП,спастическая диплегия. Реабилитация осложняется еще и тем, что у нас имеется синадктилия пальцев рук. Но несмотря на это он старается все сам брать руками.